Александр Алексеевич Васильев

      Александр Васильевич Васильев

Александр Алексеевич Васильев

(1882–1918)

Александр Алексеевич Васильев – один из первых российских летчиков. По профессии – адвокат.

Его знакомство с авиацией началось с того, что в июне 1909 г. молодой человек, выпускник юридического факультета Казанского университета, на открывшейся в городе большой международной выставке увидел то, о чем мечтал последние несколько лет – настоящий воздушный шар.

Окончательное решение было принято в Петербурге в 1910 г. на проходящей здесь первой российской авиационной неделе. Полеты отчаянных авиаторов, и, прежде всего, французов, произвели на Васильева сильное впечатление. Поэтому вскоре он уехал во Францию с единственной целью – научиться летать и стать дипломированным специалистом.

Первая попытка Васильева оказалась неудачной. По приезде во Францию он отправился в город Реймс, где поступил в школу пилотов, возглавляемую известным авиатором Р.Анрио. К концу первого месяца обучения Александр Алексеевич отчетливо уяснил, что кроме значительных материальных расходов это учебное заведение ему ничего не даст. Прерванное обучение Александр Алексеевич продолжил у знаменитого Луи Блерио.

 

 

 

 

 

 

 

По окончании школы Васильев получил диплом, который давал ему право на организацию публичных полетов. Потратив 65 тыс. рублей на приобретение двух аэропланов «Bleriot XI» с моторами мощностью 25 и 50 л.с, он возвратился на родину. Ведь деньги нужно было отрабатывать, тем более что в глубине его души теплилась надежда создать свою собственную авиационную школу. А для этого нужны были средства, и немалые. Получить же их можно было, организовав большое гастрольное турне на аэропланах. Первый полет на родине Васильев совершил 1 сентября 1910 г. на большом ярмарочном ипподроме в Нижнем Новгороде.

 

 

 

 

Александр Алексеевич Васильев
перед полетом на французском моноплане «Блерио». 1910 г.

 

 

 

Полет был рекордным и продолжался целых 38 мин. Васильев не ограничил себя только воздушным пространством над ипподромом. Он подобно птице легко и торжественно пролетел над городом, рекой Окой и очень плавно и эффектно приземлился на беговую дорожку у переполненных торжествующими зрителями трибун. Триумф был полнейший.

 

 

 

 

 

 

Следующим городом стала Казань. 9 сентября 1910 г., в день первого полета, тысячи горожан собрались на аэродроме, которым на время стал городской ипподром. Яркую картину этого праздника профессионально описал репортер газеты «Казанский телеграф»: «Гром рукоплесканий всей многотысячной толпы сопровождал Васильева во время его полета, продолжавшегося 20 минут. Мастерски выполненный спуск увенчал блестящий воздушный маневр молодого русского авиатора. Не успел красавец-моноплан коснуться земли, как публика со всех мест рванулась к нему и при восторженных аплодисментах подхватила Васильева и на руках донесла до ангара».

Блестяще начатое на Волге представление Васильев с успехом продолжил на Кавказе и в Средней Азии. Однако при этом Александр Алексеевич преследовал не только коммерческие цели. Дух спортсмена-экспериментатора заставлял его делать подчас невозможное – продержаться в воздухе без посадки 2 ч 29 мин и подняться на высоту 1650 м!

 

 

 

 

 

 

В июле 1911 г. А.А. Васильев принял участие в первом Всероссийском большом перелете по маршруту Петербург – Москва. Этот перелет принес ему заслуженную славу, так как он был единственным из девяти участников, кто достиг финиша и выиграл Большой приз. Это был рекордный перелет из Петербурга в Москву, на расстояние в 725 километров, открытие новой эры Российской авиации. Полет первого российского аэроплана, продолжался чуть более суток, 24 часа 49 минут.

Во время этого перелета А. А. Васильев пробыл в воздухе 9,5 часов. За первые сутки перелета он пролетел 677 км, превысив тем самым мировой рекорд французского авиатора Бомона.

Как победитель перелета Петербург – Москва, он удостоился счастья выслушать Высочайшую телеграмму следующего содержания:

 

 

 

Московскому губернатору Джунковскому.

Передайте авиатору Васильеву Мое искреннее поздравление с победой на перелете Петербург Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу.

Николай.

 

 

 

В июле 1913 года Александр Алексеевич совершил перелет Петербург – Москва – Петербург. Летное время составило 10 часов 52 минуты.

Сухощавый, но крепкий и ловкий, с проницательными живыми глазами, он производит впечатление человека, попавшего в свою сферу, – такой портрет Васильева находим в февральском номере журнала «Вестник воздухоплавания» за 1911 год.

Одним из блестящих достижений Васильева стал его перелет из Елизаветполя в Тифлис. «Блерио» Васильева прошел двести четыре километра на высоте тысяча пятьсот метров за один час пятьдесят пять минут. Его машина была первым самолетом, который увидели в небе Грузии. «Тифлисский листок» сообщал на своих страницах, что, узнав об этом перелете Васильева, сам Блерио прислал ему восторженную телеграмму. Поздравив с успехом, Блерио сообщал, что дарит Васильеву самую последнюю модель своего самолета.

 

 

 

 

А.А.Васильев (третий в первом ряду)
в числе участников авиационной недели в С.-Петербурге, 1911 г.
(фото из журнала "Искры" № 20, 1911 г.)

Для просмотра оригинала фото кликните по изображению

 

 

 

В последующие годы Васильев продолжает показательные выступления, успешно сочетая их с основной работой летчика-испытателя на Петербургском авиационном заводе Первого Российского Товарищества Воздухоплавания (ПРТВ). Летал на всех типах самолетов, выпускаемых заводом.

Первая мировая война круто изменила судьбу Васильева . В начале августа 1914 г. он прибыл в штаб Юго-Западного фронта в качестве летчика-охотника (добровольца). Авиатора назначили в девятую армию.

Первый боевой полет стал для Васильева последним. 10 августа 1914 г. он вместе с наблюдателем генералом Мартыновым производил по заданию Штаба фронта разведку Львова. Но осколки неприятельской шрапнели повредили мотор его «Морана», вследствие чего пришлось совершить вынужденную посадку в неприятельском тылу. Васильев и генерал Мартынов попали в плен.

Генерал Мартынов после трёх с половиной лет тяжёлого плена летом 1918 года вернулся в Москву. Васильев оставался в плену всю войну. Совершил попытку побега, после которой был заключён в лагерь строгого режима. Делались неоднократные попытки обмена его на пленных австрийских офицеров. В последнем документе от 31 декабря 1917 года австрийская сторона вторично сообщила, что пленный авиатор признан неспособным к военной службе и будет отправлен в Россию с поездом инвалидов. Но этого не произошло. Александр Алексеевич Васильев умер в плену. Где его могила, никто не знает, но имя героя навечно вписано в историю русской авиации.

 

Пророчески звучат слова, сказанные А.А.Васильевым на заре русской авиации:

 

 

Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав.