ЕЛАТЬМА


<<<   ПРОГУЛКА ПО ГОРОДКУ   >>>

(рассказ о посещении Елатьмы с фотоиллюстрациями и кратким экскурсом в историю)

18. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО)

 

 

...Пронзают сердце шпили-призраки
Елатомских разрушенных церквей...
 

 

 

В дореволюционной Елатьме по данным 1892 г. численность населения составляла 7,7 тыс.чел., по данным 1911 г. – 9,3 тыс. чел. (в 2006 году – 3,7 тыс. чел..)

По данным 1894 г. в городе действовали 14 православных церквей, 2 мечети и 1 еврейский молитвенный дом, по данным 1914 г. –  14 православных церквей и мечеть (в Елатьме проживало около 350 татар).

Различные источники сообщают о разном количестве церквей в Елатьме (от 11 до 14).

Давайте же разберемся, почему авторы называют столь разные цифры.

В энциклопедических словарях Брокгауза и Ефрона (Т.11А 1894 и Т.17 1914) утверждается, что церквей в Елатьме 14.

Авторы, видимо, пользовались данными Тамбовской Епархии, где были перечислены все церкви, входившие в 1-й Елатомский округ.

1.   Вознесенская.

2.   Казанская (приписанная к Вознесенской).

3.   Троицкая.

4.   Ильинская.

5.   Рождественская.

6.   Благовещенская.

7.   Предтеченская (с. Иванчино, приписанная к Благовещенской).

8.   Преображенский собор.

9.   Всех Святых (кладбищенская).

10. Введенская (Никольская).

11. Воскресенская (Покровская).

12. Иоаннобогословская (домовая гимназическая).

13. Петропавловская (домовая тюремная).

14. Архангельская (домовая больничная).

Строго говоря, в действительности, храмов, как таковых, на территории Елатьмы в начале ХХ века было 10.

Позже всех в список добавили 3 домовые церкви – тюремную, гимназическую и больничную. В некоторых более ранних источниках они не упоминаются. Иванчинская церковь Иоанна Предтечи, что рядом с Елатьмой, попала в этот список по причинам организационного порядка.

Вот откуда появилось утверждение, что церквей в Елатьме было 14!

Если бы в свое время у тех, чьими именами назвали улицы Елатьмы, хватило ума сохранить эти церкви и другие исторические постройки, Елатьма, возможно, сейчас была бы туристической Меккой и не знала, куда девать деньги...

Но у истории нет сослагательного наклонения. Нам остается лишь сохранить и восстановить то, что осталось от былого великолепия..

 

На крутом берегу Оки возвышаются стройные руины Покровской церкви. Правильное ее название – Церковь Воскресения Словущего, или Воскресенская. Главный престол – Воскресенский (в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме), приделы Покровский (в честь Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Мариии) и Знаменский (в честь Знамения пресвятой Богородицы, бывшего в Новгороде Великом в 1170 г.). Отсюда и пошло второе обиходное название церкви – Покровская. В храме находилась почитавшейся святой Федоровская икона Божьей Матери.  Храм посещали порядка 420 прихожан.

Кирпичная Воскресенская церковь с декором в духе барокко, была построена в 1773 году. Двусветный четверик, перекрытый купольным сводом с главкой, с небольшой трапезной и шатровой колокольней, интересной эклектичным декором.

В марте 2011 года мне посчастливилось получить уникальный фотоснимок алтаря елатомской Покровской церкви, по которому мы можем судить о былом великолепии внутреннего убранства этого храма. Фото принадлежало В.Ф.Забозлаевой, внучке купца Федора Ивановича Сорокина. Ей тогда исполнился 101 год, но старая уроженка Елатьмы прекрасно помнила храм, что возвышается напротив сохранившегося до наших дней двухэтажного купеческого особняка Сорокиных, дома ее юности.

 

 

 

Алтарь елатомской Покровской церкви

 

Алтарь елатомской Покровской (Воскресенской) церкви.

(Фото из личного архива В.Ф.Забозлаевой)

Для просмотра восстановленного фото кликните по изображению

 

 

 

 

Современный вид алтарной стены.

Фото Н.Зиновина, 2011 г.

Для детального просмотра фото кликните по изображению

 

 

 

Колокольня, несмотря на столь позднюю дату, сохраняет древнерусское шатровое завершение, тем более странное в конце XVIII века, что колокольни обыкновенно были отзывчивы на новшества. Двусветный четверик храма с восьмидольным куполом, а также апсида (от греч. hapsis свод, апсида выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, в данном случае это алтарный выступ в храме, где размещается алтарь) и трапезная (трапезная часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви между кубом храма и колокольней, служившая местом проповеди и общественных собраний) выдержаны в духе «пилястрного» стиля (от лат. pila - колонна, столб, пилястра плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, повторяющий все части и пропорции колонны).

 

 

 

Елатьма. Покровская церковь. Фото Ф.Трофимова.

 

 

 

К сожалению, поселку никогда не хватало средств не только на сохранение памятников истории, но и на его благоустройство. Даже сейчас потребность в финансовых средствах на благоустройство покрывается не более, чем на четверть.

 

 

 

Елатьма. Покровская церковь. Фото Ф.Трофимова.

 

 

 

Так выглядела  Покровская (Воскресенская) церковь в год 600-летия Елатьмы (1991 г.). В 60-х годах XX века в здании храма размещались киноремонтная мастерская, гараж и склад горючего.

 

 

 

Елатьма. Покровская церковь.

 

 

 

В детстве мне не раз доводилось из любопытства заглядывать в эту церковь. Тогда еще не была разрушена кровля, в окнах стояли рамы со стеклами, защищенные снаружи кованными решетками. На лазоревых стенах и куполе церкви в то время еще можно было увидеть прекрасно сохранившиеся фрески.

Особенно поражали мое воображение фрески на колоннах трапезной. Мне казалось, что изображения святых смотрят прямо на меня, как я не пытался отходить в сторону, они все равно смотрели прямо в мои глаза строго и внимательно, вглядываясь в самую душу...

Прошло несколько десятилетий и оставшееся без кровли здание начало стремительно разрушаться. К сожалению, рухнул сводчатый потолок трапезной. К настоящему времени внутренние помещения церкви практически полностью потеряли штукатурку и все росписи стен утеряны навсегда. Только на самой вершине купола еще виден ангел, держащий крест и благословляющий нас грешных, будто бы еще взывая к разуму и совести...

Елатомцев нельзя огульно винить в разрушении храмов. Наоборот, многие из них, не считаясь ни с чем, грудью вставали на защиту церквей. Известны случаи, когда в 30-х годах верующие камнями, палками, вилами и косами разгоняли отряды безбожников, направленные в Елатьму для реквизиции церковных ценностей. Дело доходило до применения оружия против "враждебных элементов".

 

 

 

Разграбление Симонова монастыря Московской обл.

 

 

 

 

 Приведу такой исторический факт: в Шацком уезде Тамбовской губернии была почитаемая народом Вышинская икона  Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебен и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона...

Крестьяне узнали о глумлении, произведенном в ЧК над иконой: "плевали, шваркали по полу", и пошли "стеной выручать Божью Матерь". Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулеметов.

Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут на пролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем»;...

Дорогие  мои земляки елатомцы, как же возможно, зная обо всем этом, упрекать вас за то, что не сохранили вы многих соборов и церквей для потомков!?

Думаю, власть должна во искупление чудовищного греха своего перед народом помогать всемерно святому делу восстановления елатомских храмов.

 

Среди известных уроженцев Елатьмы следует отметить имя известного русского духовного писателя – епископа Михаила.

 

 

 

Епископ Михаил (Грибановский)

 

Епископ Михаил (Грибановский)

 



Родился 2 ноября 1856 года в семье Мих. Гер. Грибановского, протоиерея Преображенской Соборной церкви г. Елатьмы, Тамбовской губернии.
1880 г. – поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
14 января 1884 г. – пострижен в монашество.
8 мая 1884 г. – рукоположен во иеромонаха.
1884 г. – окончил Академию со степенью кандидата богословия.
29 апреля 1887 г. – и.о. инспектора СПб Академии.
5 апреля 1888 г. – магистр богословия.
10 апреля 1888 г. – возведен в сан архимандрита.
1 декабря 1888 г. утвержден в должности инспектора СПб Академии.
27 августа 1890 г. настоятель посольской церкви в Афинах.
6 августа 1894 г. – хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии.
30 ноября 1895 г. – епископ Каширский, викарий Тульской епархии.
19 января 1897 г. – епископ Таврический и Симферопольский.
19 августа 1898 г. – скончался в Крыму от туберкулеза. Погребен возле Всехсвятского храма г. Симферополя.

 

Епископ Михаил – известный духовный писатель. По натуре своей он был искренний, простой, добрый, умный. И не тем он действовал благотворно, что желал во что бы то ни стало учить, а тем, что человек возле него начинал чувствовать, что самое существенное проявление веры – это любовь к людям. Атмосфера любви, всепрощения к людям царила вокруг него. Говорил он просто, тихо, сердечно, и кто имел счастье беседовать с ним, тот всегда уносил в своем сердце тихое, теплое чувство: земные тревоги и заботы уходили куда-то прочь. Несомненно, епископ Михаил был образованнейшим человеком своего времени. Но его интерес не ограничивается лишь богословием и философией, всякое движение в любой науке, не противоречившее учению Христа, интересовало и радовало его. Классическая философия и мифология, история и археология, физика и математика, физиология и медицина одинаково интересовали его. Особенной любовью у него пользовалась астрономия. Он прекрасно знал классическую литературу, русскую и иностранную, особенно любил Достоевского. В литературе, как в зеркале, изучал он человека. Проницательный ум его, верно направленный познанием Бога, обогащенный солидными знаниями по разнообразным отраслям наук, всегда подсказывал ему разумное, ясное решение по многообразным жизненным вопросам.

 

Из писем епископа Михаила:

 

 "...Воля и обычная жизнь моя и людская были для меня противны, и я жаждал убежать от них. Вот как назрела мысль о монастырях и об Афоне. И я побывал в Соловках, на Валааме, в Задонске, Киеве, Константинополе и Иерусалиме. Везде старался беседовать с подвижниками и окончательно определиться.

Не скрою, что в этих беседах мне приходилось иногда переживать возвышеннейшие и сладчайшие минуты. Я чувствовал себя в веянии Бога. Я ощущал небо близким и родным. Никогда до того я не ощущал такой реальности духа. такой живости и возвышенной любви и чистоты молитвы. За этот период я как бы впервые обрел Бога. Но вместе с тем я вернулся назад к людям и в Академию. Это мне единогласно советовали и подвижники, особенно преосв. Феофан: к этому склонился под конец и я сам. Дело в том, что, переживши во время путешествия два пути духовной жизни старцев – путь созерцательный и путь деятельный, путь уединенной молитвы и путь открытой любви, путь Феофана и путь Оптинского старца Амвросия – я почувствовал, что мой путь последнего рода.

Я увидел, что я должен на людях подчинить свою волю Богу, что только путем преодоления эгоизма в каждый миг моего общения с людьми я достигну того света любви, который сам собой забрызжет лучами соответствующей деятельности.

Короче сказать, я нашел свой путь, определил его, и он оказался среди тех же людей, от которых я было бежал. Но я уже возвратился к ним не таким, каким уехал. Прежде я не знал, что с ними делать, теперь я узнал, что должен любить. Прежде я или осуждал их или терялся среди них. подчиняясь течению: теперь я покойно мог жить и действовать по своим собственным мотивам любви во имя Христа. Для меня сделаются ясным мой путь на людях. Куда бы он ни привел в смысле внешней жизни, мне все равно. Сейчас я в Академии, завтра могу быть выброшенным за борт и просить милостыню под окнами – для меня все равно. Последнее даже лучше.

Для меня стал ясен неотразимо мой долг – все делать по любви к человеку и Богу, к чему бы этот долг не привел. Внешняя судьба стала безразлична. Значит незачем стало и уединение. Я и на людях ощутил силу быть независимым от них и как бы любовь к ним. Так пришел в меня мир. И вот теперь живу этим миром, дышу и наслаждаюсь им. В смысле определения внутреннего пути больше идти некуда. Я установился... Будущее будет лишь развитием и раскрытием достигнутого синтеза. В смысле внешнем я ничего не знаю и не хочу знать. Не мое дело. Прошу Бога только о том, чтобы быть непоколебимо верным тому, что считаю истиной, а куда эта верность приведет – это Его воля..."

 

 


Елатьма. Покровская церковь. Фото Сергея Буланова

 

 

 




Елатьма. Покровская церковь. Фото Е.А.Пагирева
 

 

 

В июне 2010 г. пришло сообщение о начале мероприятий по восстановлению храма Покрова.

По всем вопросам, связанным с восстановительными работами и пожертвованием средств на это мероприятие, следует обращаться к священнику о. Николаю Боброву.




На предыдущую



На следующую страничку





 

 

Copyright © Н.Г.Зиновин 2007. All rights reserved.